Советы по выбору оптики
Ну что ж, друзья, пришло время обсудить еще один важный технический момент, который волнует всех без исключения фотографов, желающих серьезно заняться фотографией. Сегодня мы дадим вам несколько практических советов по выбору объектива! Итак:
- Прежде, чем перейти к выбору, вы должны решить для себя, каким жанром съемки вы планируете заняться. Естественно, что для съемки пейзажей и портретов нужна разная оптика. Первое и основное понятие, которое нужно иметь в голове – это фокусное расстояние.
Не будем вдаваться в технические подробности, объясним на пальцах. Фокусное расстояние – это цифры в миллиметрах, указанные в названии объектива. Например, в названии объектива EF 50mm f/1.2L USM, фокусным расстоянием будет именно 50mm. Еще один пример: EF 24-70mm f/2.8 L II USM. Здесь фокусным расстоянием будет диапазон 24-70mm. Эта информация сразу позволяет сделать первый вывод: если в названии объектива стоит одна цифра в миллиметрах (например, 50mm) – перед нам фикс-объектив или объектив с фиксированным фокусным расстоянием; если в названии объектива указан диапазон (например, 24-70 mm) – перед нами зум-объектив или объектив с изменяемым фокусным расстоянием.
- Зум-объектив позволяет приближать (увеличивать) или отдалять (уменьшать) объект съемки, вращая кольцо зуммирования, расположенное на объективе. Фикс-объектив приближать и отдалять объект не позволяет, кольца зуммирования на таком объективе не будет. Чтобы увеличить или уменьшить объект съемки при работе с фикс-объективом, к объекту нужно подойти или отойти.
- Первое, с чем стоит определиться фотографу – что выбрать: зум или фикс?
Плюсы фиксов:
1) Как правило, качество картинки у них выше, чем у зумов;
2) Фиксы, в силу конструктивных особенностей, могут быть более светосильными – иными словами, на зум-объективах не бывает таких диафрагм, как f/1.2, f/1.4, f/1.8. А такие значения могут быть важны в ряде жанров, например, в портретной фотографии, где нужно качественно размыть фон.
Плюсы зумов:
1) Зумы более универсальны: если вы снимаете, например, динамичный репортаж, и вам надо оперативно снимать и общие и крупные планы, лучше использовать зум-объектив;
2) Зум-объективы почти всегда могут похвастаться быстрым автофокусом и наличием встроенного стабилизатора изображения. И это не удивительно, так как зум-объективы изначально создавались под репортажную съемку, в то время как фиксы – под постановочную.
- Теперь о самом фокусном расстоянии. Как ориентироваться в этих самых цифрах в миллиметрах? Все просто: чем меньше цифра фокусного расстояния, указанного на объективе, тем шире поле зрения объектива (много пространства в кадре) и меньше сам объект съемки; чем больше цифра, тем уже поле зрения (меньше пространства в кадре) и ближе объект съемки.
- Существует несколько подходов к классификации объективов по фокусному расстоянию, вот самый распространенный:
1) Сверхширокоугольные и широкоугольные объективы: от 8 до 35 мм. Подходят для съемки пейзажей, общих планов. На 35 мм уже можно снимать ростовые и поясные портреты (крупно не стоит, так как будут искажены пропорции лица);
2) Стандартные объективы: от 35 до 70 мм. Подходят для уличной и документальной фотографии. Общие и средние планы, на 50-70 мм уже можно снимать портреты покрупнее;
3) Портретные объективы: от 70 до 135 мм. В этом диапазоне лица получаются максимально пропорциональными;
4) Телеобъективы и супертелеобъективы: от 135 до 800 мм. Для съемки удаленных объектов: спорт, дикая природа и т.п.
- Конечно, это классический подход, но правила нужно знать для того, чтобы их грамотно нарушать. И еще надо помнить, что если у вас кропнутая камера, поля зрения объектива будут уже, нужно учитывать параметр, который называется кроп-фактором. Если кроп-фактор вашей камеры = 1.6, то, для адекватного понимания вида картинки на выходе, нужно фокусное расстояние объектива умножить на 1.6. Например, если у вас кропнутая камера и объектив 50мм, то по факту вы получите картинку, близкую к 80 мм (50 х 1.6).
- Следущий важный параметр: максимальная светосила объектива. Она обозначается также в названии объектива в виде f/“число” или 1:”число”. Например, в EF 50mm f/1.2 l USM, светосилой будет значение f/1.2. Чем меньше число, тем более светосильным считается объектив. Светосильные объективы позволяют эффективнее работать в условиях слабого освещения и красивее размывать задний план.
- Важно: чем выше светосила у объектива, тем он дороже стоит.
- Вот список наших фаворитов на примере зеркальной оптики Canon (в скобках указаны примерные цены). У других ключевых производителей фототехники, Sony и Nikon, есть аналогичные модели. Итак, наши любимые фиксы: EF 35mm f/1.4 L II USM (128 тыс. руб.), EF 50mm f/1.2 L USM (103 тыс. руб.), EF 85mm f/1.4 L I SUSM (107 тыс. руб.), EF 100 mm f/2.8 L Macro IS USM (67 тыс. руб.), EF 135mm f/2 L USM (73 тыс. руб.). Наши любимые зумы: EF 24-70mm f/2.8 LII USM (137 тыс. руб.), EF 70-200mm f/2.8 L IS III USM (151 тыс. руб.)
- Конечно, есть и аналоги, немного уступающие по качеству изображения или светосиле, однако и более доступные по цене. Фиксы: EF 35mm f/2 IS USM (31 тыс. руб.), EF 50mm f/1.4 USM (29 тыс. руб.), EF 50mm f/1.8 STM (9,5 тыс. руб.), EF 85mm f/1.8 USM (29 тыс. руб.), EF 100 mm f/2 USM (35 тыс. руб.). Зумы: EF 24-70mm f/4 L IS USM (62 тыс. руб.), EF 24-105mm f/4 L IS II USM (81 тыс. руб.), EF 24-105mm f/3.5-5.6 IS STM (32 тыс. руб.), EF 70-200mm f/4 L IS II USM (89 тыс. руб.).
- Если вы попросите нас назвать ТОП-3 самых популярных объективов для студийной съемки, мы, не задумываясь, скажем, что это: 1) EF 24-70mm f/2.8 L II USM, 2) EF 50mm f/1.2 L USM и 3) EF 85mm f/1.4 L IS USM. Или их аналоги по фокусным расстояниям.
- Важно помнить, что существуют и множество аналогов от сторонних производителей, таких, как, например, Sigma или Tamron. Они часто бывают весьма качественными и более дешевыми, чем оригинальные премиум объективы. Однако, производители камер могут не гарантировать стабильную работу этих объективов со своими камерами. Мы бы хотели на примере компании Sigmaвыделить несколько моделей, заслуживающих внимания: Sigma AF 35mm f/1.4 DGH SMArt Canon EF (60 тыс. руб.), Sigma AF 50mm f/1.4 DGH SMArt Canon EF (59 тыс. руб.), Sigma 85mm f/1.4 DGH SMArt Canon EF(80 тыс. руб.), Sigma105mm f/1.4 DGH SMArt Canon EF(100 тыс. руб.), Sigma AF135mm f/1.8 DGH SMArt Canon EF (96 тыс. руб.), Sigma AF 24-70mm f/2.8 DGOSH SMArt Canon EF (93 тыс. руб.), Sigma AF 24-105mm f/4 DGOSH SMArt Canon EF (60 тыс. руб.)
- В целом, рынок оптики довольно обширен, можно найти различные варианты с разной стоимостью. Мы перечислили то, чем пользуемся сами. Выбор за вами. Советуем, по традиции, постараться потестировать выбранную оптику перед покупкой. Просто возьмите объектив в прокате и поснимайте хотя бы 1 день.
- И еще один немаловажный лайфхак, как сэкономить при покупке: 1) ищите скидки. Например, студенты нашей фотошколы получают 10% скидку на многие товары в магазине Лига Фото (вся техника, кроме Nikon), а также скидки на Sony в магазине Фото Бутик; 2) Ищите специальные предложения и промо-акции на сайтах производителей. Например, Canon дает очень приятный кэшбек при покупке камеры и объектива – акция называется “Вместе Выгодно” (https://mycanon.canon.ru/promo/promokit) .