Интервью с фотографом - Сашей ГусейновойСъемка портфолио на белом фонеФотосъемка с дневным светом в домашинх условиях или в студииСъемка на циклораме с большим софтбоксомИмиджевая съемка с импульсным светом из окнаСветовая схема со стрип-боксомПоставновка света в студии для создания эффекта солнечного дняЦветные фоны - это очень простоФотосъемка модели в воде Съемка на море с солнечным и импульсным светом

Интервью с фотографом - Сашей Гусейновой

ПИНГВИНЫ, БЛЁСТКИ И ВЫКРУТАСЫ БЕРЕМЕННЫХ В ОБЪЕКТИВЕ САШИ ГУСЕЙНОВОЙ

Cаша Гусейнова - одна из самых востребованных фотографов Москвы, перевернувший мир "беременной фотографии". Она вихрем ворвалась в эту сферу,не имея практически ничего,кроме огромного желания предъявить себя миру. Сегодня,чтобы попасть к Саше на съемку,нужно записаться чуть ли не за полгода веперед. Об успехе,фирменном "сумасшествии",первых съемках и вдохновении.

 

                 Увлечение художественной фотографией — продолжение семейной традиции или ты первопроходец?

 

     Решение стать именно профессиональным фотографом пришло не сразу. Дело это было для нашей семьи новое, а значит таинственное, как любая непроторенная дорога. Родители против не были, хотя некий скепсис, типа «чем бы дитя не тешилось», всё же присутствовал. Зато, когда что-то стало получаться, мама радовалась гораздо больше меня! У неё даже особый нюх на классные фотки открылся. Иногда кажется, что в ней погиб великий искусствовед, потому видеть не только картинку, но сходу понимать, что именно хотел сказать фотограф, дано далеко не каждому. Иногда, правда, подтрунивает. Например, когда я первый раз в качестве  эксперимента отсняла мужчину как девушку, мама резюмировала: «наконец твой объектив показал по-настоящему красивую женщину!»

 

Не секрет, что с непрофессиональными моделями работать сложно. Люди часто боятся камеры и так стараются ей угодить, что в результате принимают самые нелепые позы, таращат глаза, замирают. Как ты с этим справляешься? 

        Самое важное, на мой взгляд, создать на площадке ту атмосферу непосредственного общения, в которой личность раскрепощается, забывает о «прицеле» фотографа и становится сама собой. Я не из тех, кто кричит зычным голосом, требует внимания, старается добиться какого-то особого послушания, а в результате теряет контакт со своими «героями». У меня манера съёмки идёт как случайность, будто снимаю видео. Когда человеку комфортно, он сам принимает те позы, в которых выглядит наиболее эффектно. Главное — не упустить этот момент.

 

В тематике твоих работ много съёмок с беременными женщинами. Не секрет, что они часто бывают особенно придирчивыми и капризными. Как тебе удаётся за этими изменениями характера и физических форм уловить и показать истинную красоту материнства? 


 Помню, когда я только начинала карьеру, ко мне пришла сниматься одна семейная пара, которая ожидала малыша. Больше всего молодая женщина боялась выглядеть на фотографиях толстой и некрасивой. В ответ на все мои предложения, она озвучивала единственный аргумент: «Так я буду выглядеть на фоне мужа, как бегемот!» Это был настоящий вынос мозга! Когда они ушли, я долго не могла успокоиться. Муж отпаивал меня валерьянкой, а я рыдала и кричала, что никогда и ни за что больше не буду снимать беременных! 

     Ситуация изменилась после того, как я сама оказалась в этом интересном положении. Мир обрёл новые краски и зазвучал на другой тональности. Мысль о возможной съёмке беременных перестала казаться пугающей. Решил дело случай. Однажды мою подругу модель Сашу Смит, которая тоже готовилась стать мамой, наша общая знакомая пригласила на фотосессию. Сашка начала меня подбивать: «Давай ты тоже меня попробуешь снять!» Я — в отказку. Если честно, то просто боялась, что круче не сделаю. Однако Саша убедила меня попробовать. Эти странные беременные! Эти, не менее странные турниры фотографов, где кто кого переплюнет! Самое, наверно, забавное, что мне повезло быть беременной одновременно с кучей подруг и знакомых. А ничто так не объединяет женщин, как общая беременность! Они не боялись выглядеть бегемотами. С удовольствием напяливали на себя пивные футбольные каски, наливая в стаканы молоко… Короче, понеслось!

 


Потом в кадр вошли дети?     

     Вбежали! Внеслись! Запрыгнули! Так начался совершенно новый этап. Не зря говорят, Бог всегда вовремя даёт то, что нужно. Сегодня мне кажется, что до рождения сына Матвея наше с мужем видение творчества было полупустое.

 

А животные как «запрыгнули»?

  Это больная тема последних месяцев, потому что связана с конкуренцией. Фотографы идут на всё, чтобы сделать свой снимок лучше, чем коллеги. В этой профессиональной «войне» антуражу отводится немалое место. Животные – это, во-первых, дорого-богато. Во-вторых, это дополнительный шанс переиграть всех. Почему не каждый решается использовать животных? Да потому что это риск. Это стресс, когда ожидаешь живых пингвинов,  а привозят, например, обезьянок. К тому же у каждого зверя свой характер, свои повадки. Одним нравится сниматься. Другие сделают всё, чтобы отравить тебе существование и довести до белого каления. Получается такая ходьба по кругу – лошадь, пони и я за ними — в мыле. Одна-две съёмки в месяц с животными – мой максимум. Хотя фотографии выглядят круто.                    


Что ты считаешь самым важным в своем творчестве?


   Запах — это часть памяти, одна из составляющих образа. Каждый аромат ассоциируется с определённым периодом, воспоминаниями, эмоциями. Так же и фотография. Она останавливает момент, создаёт ему некую фундаментальность, потому что фото — это тот кусочек времени, который можно потрогать  и словно пережить мгновение ещё раз. Вопрос в том, как правильно выбрать кадр, который способен согреть, растревожить. Я стараюсь остановить самый важный момент для клиента и его семьи в лучшем виде! В этом плане выездная фотосессия всегда выглядит более выигрышной.

     Я в восторге от уличных съёмок, фоток, сделанных на природе, в квартирах, на крышах, пляжах… Это масштабнее. Там есть ветер, воздух! А это очень важно для человека, потому что делает его частью этой красоты  и одновременно выделяет лучшие личные качества.

            Что оказалось самым сложным, когда училась искусству фотографии?


        Самое сложное — пройти этап, когда «ловишь звезду». Он очень тяжелый. Когда ты в него вошёл и запутался в лабиринтах ходов, то это способно зарубить вообще всё дальнейшее. Знаете, как ведические штучки — успех в карьере должен совпасть с нужным моментом. Если успех приходит раньше, он не даёт нужного эффекта. У меня был ранний взлёт и я зазвездилась. Могла опаздывать на съёмки, например. Репутация теряется быстро, но пришлось приложить немало сил, чтобы вернуть потерянное доверие. Начинающим советую не забывать, что дисциплина неотделима от успеха.

 

С какой фотографии начался твой творческий путь, как профессионала?

 

       Есть одна любимая съёмка того периода — с Настей Вайнер, хотя всё начиналось скорее по приколу, вернее с блёсток и их количества. Я тогда работала в Lush и насобирала с коробок целую кучу блёсток для ванны.

Так вот —  мы у меня дома, на балконе, под обычной лампой всю её этими блёстками «уделали» и провели короткую съёмочку. Успех превзошёл самые смелые ожидания! Настя в прямом и переносном смысле блистала буквально везде. С этой съёмки всё и началось. Сайт Vogue.it заключил со мной контракт от итальянского вог, откуда снимки перекупали на Арт-Коммерц. По горячему следу появились новые творческие идеи. Продажи пошли одна за другой.

 

      Что важнее всего в фотографии: цвет, свет, фон? На чём ты акцентируешь внимание?


  На детали. Это может быть полуулыбка, ключица, платье, бретелька, костяшки, волосы, локон. На самом деле, детали начинаешь видеть только когда ты «зажрался». Серьёзно. Ты уже с жиру бесишься — ну могу ещё и вот это сфоткать, потому что хочу! Когда начинаешь, не можешь позволить себе выкладывать какие-то куски, обрезать голову, делать расфокусировку — разорвут.  Другое дело, когда ты с именем. Здесь можно заявить: я фотограф и так вижу. Сейчас я вообще перестала бояться выкладывать детали, наоборот - несу их, как знамя. Слежу за  ними в первую очередь. Ещё считаю, что неотъемлемый залог успеха — это умение сотрудничать в коллективе. Достойная фотография — обычно результат работы хорошо отлаженного механизма команды специалистов-единомышленников — декораторов, визажистов, осветителей. 

 

 

             


   Если ты кого-то хочешь сфотографировать, то сделаешь это обязательно?

ходят именно те, кого я бы хотела снимать.. Бывает, что жду. Записываю идею и жду. Собираю ресурсы. Например, когда в 2013 году, когда все делали мэджик — хвосты, перья - не было ресурсов сделать это мощнее. Сейчас имеется такой рычаг, как мастер-классы. Он даёт деньги, которые я не в карман кладу, а вбухиваю в сказку. И, когда люди приходят ко мне на мастер класс, то часто приходят именно за тем, чего они пока сами не могут себе позволить. Мы увеличиваем им масштаб. Сегодня мне очень хочется поснимать Наташу Водянову, но нужен ресурс. Заняла позицию ожидания.

 

                Кто твой любимый фотограф?


  Когда я пришла на Vogue.it, нужно было указать — кто тебе нравится, и мы все писали: Тим Волкер или Паоло Роверси. Вообще, кто кого найдёт поинтереснее. И, конечно, я тоже изучала Линберга, на выставки ходили. Но сейчас не совсем так. Нот всего семь. Фотографии постоянно повторяются. Все друг у друга прут. Одна моя подруга вообще опасается смотреть чужие съёмки, боясь поймать 25 кадр. Я этого не боюсь, но на какого-то определённого фотографа равняться не хочу. У меня сейчас вообще такой период, когда я ушла в коммерческие съёмки и мне не на кого равняться, потому что нет конкретной цели в фотографии. Творческий кризис. Я не понимаю, чего хочу дальше — выставка была, мастер-классы даю, запись на три месяца вперёд… Всё есть, но хочется чего-то нового и я пока в поиске. Если придёт что-то новое, грандиозное, буду смотреть, кто делал подобное и хотя бы так страховаться от ошибок. Самое новое для меня — мастер-классы и это мне очень нравится. Мы уже поработали в Крыму. Впереди — Европа. Не исключено, что я вообще поменяю клиентские коммерческие съёмки на мастер-классы.

 

       

 Что посоветуешь почитать/посмотреть начинающем фотографу для учёбы и вдохновения?


 Я, как самоучка, очень удлинила себе путь. Моё самообразование вначале ограничивалось знаниями, что такое выдержка, диафрагма и как работать со студийным светом. Я искренне считала, что этого более чем достаточно для успеха. Но потом попала в студию Zoom, где работали два фотографа старой школы. Они приютили меня под своим крылом и гоняли по студийному свету. Показывали, в чём разница, схемы. То, на что раньше я не обращала никакого внимания, оказалось важным. Поэтому считаю, что лучше прикрепиться ассистентом к фотографу, чем читать. Живой опыт, практика важнее теории. 

     Тем, кто хочет сэкономить своё время, обязательно надо идти в White, научиться у профессионалов базе — ретуши, студийному свету. Дилетанты чаще всего получают настоящие стрессы и набивают шишки. Я, кстати, из-за этого очень боялась первой студийной съёмки.

              

Расскажи о самой интересной съёмке.

       Недавно мы работали в усадьбе с волком, который на самом деле был собакой. Создавали смешную сказочную историю, которую очень украшали костюмы. Например, огромный белый парик. Запомнились съёмки в ванной с шампанским, которое всюду льётся. Очень запомнились уличные съёмки в Крыму. Мы были в бухте, когда объявили штормовое предупреждение. В первую же секунду меня окатило водой!

                


            Не кажется, что инстаграм как-то упростил отношение? Что это «пере» уводит от творчества?

      Есть такое. Сейчас люди вообще перестали смотреть на композицию, работать со светом, потому что упростилось всё. Но я за этим чётко слежу. Всё продумано. Ты идёшь по наитию, но знаешь, что надо именно так.

 

             Раньше профессия фотографа считалась чисто мужской. Ты согласна с этим? Как удалось пробиться сквозь плотный мужской заслон? 

      Больная тема. Когда я училась в студии Zoom, фотографы возмущались, что у меня всё не так. Их особенно удивляло, почему моё неправильное хотят, а их крутое - не продаётся? Мужики правда мыслят по-другому - настройками, правильностью, какими-то стереотипами. Они видят так и всё. Другое в голове не вмещается. Они классно ставят кадр, обрабатывают, но не замечают модель, которая хочет выглядеть красиво. Часто забывают про случайность, про воздух, зацикливаясь на настройках. А ведь путь к сердцу клиента лежит в первую очередь через положительные эмоции.

Фаина

С нетерпением жду мастер-класс!)))

Моолзов михаил

Ольга.

Очень интересно. Последнее время задумываюсь, что я бы хотела попробовать научиться красиво фотографировать и подбирать именно правильный кадр. Но страх, что то нового не изведанного не пускает.

Татьяна Жукова

Спасибо огромное за этот рассказ про Ваше творчество. Я фотолюбитель. Только учусь фотографировать, поэтому мне очень интересно следить за творчеством профессионалов и учиться.